Цветочный натюрморт как ответвление натюрморта зародился в Голландии. Здесь местные живописцы 17 столетия, восхищаясь дарами природы своей родины, восхваляли ее и увековечивали на своих полотнах. Цветы стали неизменным атрибутом голландского натюрморта. По отдельности или в композиции они олицетворяли саму Голландию той исторической эпохи.
Впоследствии художники других времен и стран переняли симпатию голландцев к цветам в натюрмортах и тоже стали активно включать их в свои композиции. Естественно, каждый живописец в первую очередь старался изобразить привычные для его быта цветы. Так, в России стали популярны натюрморты с цветами сирени, подсолнухов, маков, ромашек, пионов.
Из современных художников, работающих в этом жанре, хотелось бы выделить профессионального художника Ирину Гайдук. Ее натюрморты наиболее приближены к реальности.
Работы этого живописца – это четкие линии, ясные силуэты, прорисовка мельчайших деталей. Такое встретишь не у каждого художника. Многие предпочитают рисовать широкими мазками, создавая общий образ сюжета и не вдаваясь в детали, не прорисовывая малейшие элементы композиции. От подобной техники создается впечатление некой размытости рисунка, словно на него смотришь издалека или через запотевшее стекло.
У Ирины Гайдук все совсем наоборот. Ее картины с фотографической точностью отображают малейшие составляющие композиции, содержащихся в ней предметов.
Так, натюрморт с цветами сирени в исполнении Ирины Гайдук наполнен весенней свежестью. Глядя на него, кажется, будто ощущаешь душистый запах этого цветущего растения. Пушистые веточки сирени лилового и белого цвета прекрасно гармонируют с вазой с гжельской росписью. Белая кружевная салфетка, покрывающая тумбу, на которой стоит букет еще больше подчеркивает нежность и свежесть цветов, олицетворяющих собой цветущую весну. Упавшие на салфетку листья и маленькие соцветия сирени, словно только что осыпавшиеся с букета, будто говорят, что натюрморт – это все-таки застывшая жизнь, а не мертвая природа. И здесь снова вспоминаются старые мастера живописи из Голландии, которые так и именовали свой натюрмортный жанр: «застывшая жизнь». Скорее всего, именно они наиболее четко отразили дух натюрморта в своей интерпретации понятия.
Полотно «Сирень» Ирины Гайдук словно открывает наши чувства навстречу радости, грядущему лету. Дом, украшенный такой картиной, становится каким-то совершенно обжитым, теплым, уютным.
Исполненный нежности натюрморт с цветами сирени в отличие от живых цветов способен радовать своим присутствием и дарить лето в течение всего года. Такое полотно может восполнить недостающий нам порой уголок природы в нашем доме.
Картина, написанная маслом, отличается от художественной фотографии присутствием некой духовной субстанции. В полотно живописец вкладывает часть своей духовной сущности, и потому картина, будто живет своей собственной жизнью, излучая определенную переданную ей создателем энергию.