Образ вечернего города — это причудливая игра света и тени. Сверкает всеми цветами вс вокруг: огни витрин, реклам, уличные фонари и архитектурно-художественная подсветка зданий. Правильно спроектированное освещение площадей, улиц и зданий — это не только комфорт и безопасность людей в темное время суток, но и мощный инструмент в руках архитектора и светового дизайнера, позволяющий моделировать различные аспекты эстетического восприятия городской среды. Образцами для подражания в архитектурно-художественном освещении являются крупнейшие мегаполисы и столицы — Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Владивосток, Нью-Йорк, Лондон, Рим, Барселона, Париж. Миллионы гостей города могут всю ночь напролет любоваться архитектурными шедеврами этих городов в темное время суток: историческими памятниками, переливающимися всеми цветами радуги фонтанами, пылающими oгнями зданий, мостов и других архитектурных сооружений.
В праздничные дни города расцвечиваются дополнительной иллюминацией. В Москве в рамках специально разработанной программы освещено более 350 основных градостроительных доминант и зданий: все центральные площади, музеи, высотные здания, крупные универмаги и гостиницы, исторические и административные здания, церкви. В Санкт-Петербурге художественно освещены многие всемирно-исторические памятники — Эрмитаж и Дворцовая площадь, Адмиралтейство и Стрелка Васильевского острова, Исаакиевский и Казанский соборы.
В крупнейших российских городах муниципальными властями разработаны и частично воплощены специальные программы освещения исторических центров. В большинстве же других городов наружным освещением занимаются локально, чаще всего организация освещения здания становится проблемой его хозяев. Очень важно, чтобы этим процессом руководили профессионалы — архитекторы и светотехники, а художественная идея, в каждом конкретном случае, согласовывалась с общей градостроительной концепцией наружного освещения. Трудно переоценить значение освещения в процессе восприятия и оценки эстетических качеств архитектуры. В течение светового дня визуальная структура здания определяется направлением прямого солнечного или рассеянного света. В итоге дизайнер получает причудливую игра света и тени, подчеркивающая пластическую динамику объемов любого архитектурного сооружения. Грамотно спроектированная система освещения позволяет выявить наиболее значимые элементы постройки для расстановки правильных световых акцентов. Кроме того, освещение архитектурных объектов в ночное время увеличивает продолжительность их экспонирования, позволяя даже в условиях ограниченной видимости воспринимать архитектурную ткань города. При разработке вечернего светового образа объекта возможны два направления творческого поиска: подобие его «дневному» образу или создание специфического ночного, декоративно-театрализованного «контробраза», не имеющего прямых зрительных аналогов в условиях природного освещения и обладающего собственными выразительными качествами. Для памятников архитектуры, истории, культуры и монументального искусства, зрительные стереотипы которых уже сложились в сознании, более естественен первый путь. Примером может служить архитектурное освещение Московского Кремля или Успенского собора в Харькове. Для современных сооружений творчески продуктивен второй: Новый Андреевский мост и Бизнес-центр на Красной Пресне в Москве, здание Госпрома в Харькове. Использование светотехнических приемов призвано не искажать, а подчеркивать архитектурные особенности здания, сформировать его ночной силуэт, выделить на фоне существующих строений. После предварительного подбора и расстановки светильников и анализа расчетных уровней освещенности, желательно получить компьютерную визуализацию эффектов освещения объекта (используя средства 2D и 3D моделирования). Это необходимо для подтверждения или коррекции принятых решений. Освещение некоторых крупных городских объектов в Украине, выполненное без подобных проектных работ, в большинстве случаев не выполняет поставленных задач. Более удачен опыт наших северных соседей. В Москве, благодаря архитектурному освещению, вечером зрительно восстанавливается характерный исторический силуэт города. Освещены кремлевские сооружения и «сталинские» высотные здания, возрождаемые монастыри и храмы с ажурным рисунком их завершений, шатров и шпилей, куполов и гребней, когда-то господствовавших в видовых панорамах на фоне древнего неба, а ныне потерявшихся в массе современных застроек. Реализация концептуальных архитектурных идей сопровождается творческой разработкой и внедрением новых приемов и средств освещения. На смену ранее господствовавшему приему одноцветового заливающего света пришли комбинации различных приемов освещения, позволяющие более эффектно выявить архитектурную форму, акцентировать внимание на главных элементах композиции и пластически выразительных деталях, достичь художественной выразительности. Однако есть и другая причина, в силу которой декоративному наружному свету следует уделять особое внимание.
Сегодня внешнее искусственное освещение является неотъемлемой частью информативно-имиджевой системы общественных объектов, деятельность которых ориентирована на вечерние и ночные часы. Будучи мощным выразительным средством рекламы и светового дизайна, наружное освещение развлекательных заведений или торговых центров имеет очевидную коммерческую направленность. В такой ситуации важно соблюсти меру и подойти к оценке возможностей декоративного света с позиции эстетически оправданной функции. Это особенно актуально там, где доминирует историческая застройка. Развитие светотехнических средств позволяет решать самые различные, в том числе многопрофильные, задачи, требующие применения сложных инженерных решений.
Уличные осветительные приборы можно условно разделить на две категории:
• архитектурная подсветка;
• зенитные прожектора.
Первая группа приборов сегодня значительно усовершенствована за счет применения современной электроники и высококачественной оптики. Они обладают высокой мощностью (от 575 Вт до 4000 Вт), работают на газоразрядных лампах, имеющих более высокую цветовую температуру, чем галогенные. Они позволяют получить на выходе любой цвет благодаря применению цветового миксера. Происходит это путем смешения трех основных составляющих — cyan, yellow, magenta. Приборы, как правило, имеют еще и диммерустройство регулирования яркости и обладают ручной или дистанционной фокусировкой. Такие прожектора работают по заранее заложенной программе, которая находится либо во встроенном контроллере, либо во внешнем пульте управления, и могут объединяться в синхронно работающие группы.
Приборы второй категории (зенитные прожектора) — отдельная группа осветительного оборудования. Зенитный прожектор — это прибор, обладающий одним или несколькими мощными лучами. Его мощность также колеблется от 575 Вт до 4000 Вт. Работа заключается в перемещении выходящего из него луча по одной или двум осям и вращении пучка лучей вокруг своей продольной оси в многолучевых приборах. Радиус обнаружения (видимости) подобных прожекторов варьируется от 5 км до 30 км. Экономический эффект весьма ощутим, так как увеличение числа посетителей позволяет окупать вложения за один сезон. И еще один плюс: необязательно тратить деньги на объявления по поводу открытия-закрытия: «горит» — значит открыто. Это оборудование очень легко монтируется и весьма неприхотливо в обслуживании. Ожидаемый эффект достигается с первого раза, а «надоевшую картинку» довольно легко поменять, задав другую программу. Кроме этого, его оприменение не требует каких-либо специальных согласований ни с архитекторами (за исключением памятников старины), ни с аэронавигационными службами — таких сигналов в аэронавигации просто не существует.
Выбор светотехнического оборудования — это результат анализа комплекса критериев:
• надежности;
• качества цветопередачи;
• длительности срока службы осветительных приборов и источников света, удобства монтажа и эксплуатации;
• эстетичности светильников.
Часто предпочтение отдается не лампам накаливания, а высоконадежным
газоразрядным лампам. Принцип действия газоразрядных ламп высокого давления
отличается от того, который применяется в привычных лампах накаливания. Он
обуславливает такие достоинства, как:
• очень высокая светоотдача; большой срок службы (обычно от 6000 до 16000 часов);
• возможность получения различных оттенков свечения [так называемая Цветовая температура ламп, измеряемая в Кельвинах (К), может быть разной: 3000 К — теплый белый цвет, 4000 К — естественный белый, >5000 К — холодно-белый, или дневной).
Для включения и ограничения электротока, многим типам газоразрядных ламп необходимы специальные высоковольтные запускающие устройства и пускорегулирующие аппараты (ЗУ, ПРА). Увы, эти вспомогательные устройства приходится размещать в корпусе светильника, что ведет к увеличению его габаритов и значительному удорожанию, в сравнении с обычными прожекторами с галогенными лампами накаливания. И потому «простое» художественное освещение здания, выполненное с применением светильников с газоразрядными лампами стоит недешево. И все же рассмотренные выше преимущества газоразрядных ламп не имеют альтернативы.
Доступные с недавнего времени лампы с оригинальными оттенками свечения и металлогалоидные лампы с цветовой температурой 3500 К, излучающие искрящийся «бриллиантовый» свет (кстати, указанные типы ламп пока отсутствуют в номенклатуре крупных изготовителей GE, PHILIPS, OSRAM и др.), открывают для творчества архитекторов широкие возможности. Имеющийся сегодня большой выбор светильников с разрядными лампами (изготавливаемых не только такими гигантами, как Philips Lighting и GE Lighting, но и другими фирмами, специализирующимися на архитектурно-художественной подсветке) позволяет квалифицированно выполнять освещение, подбирая при этом прожектора, эстетически гармонирующие со стилем здания. Сочетание различных методов освещения и использование современных источников света позволяет создать широкую гамму запоминающихся световых эффектов, целые световые панно и даже динамичные световые картины, своего рода театр ночного города.